Подростковый кризис – очередной этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому.
Кризис отличается значительной продолжительностью и традиционно считается самым тяжелым – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости.
Длительность
У девочек симптомы проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение, как правило, более яркое, с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями ребенка. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам.
Отличительные черты
Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей.
Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями.
Смена ведущей деятельности: общение со сверстниками, а не учебная деятельность.
Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым. Значимым становится мнение сверстника.
Мышление переходит от образного к абстрактному, вербально-логическому.
Ребенок теперь учитывает свой собственный опыт в первую очередь, использует свои знания, память, свое мнение. Это ведет к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Начинаются размышления о своем предназначении в будущем, формируются взгляды на жизнь. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки (хотя таковыми далеко не всегда являются).
Кризис отличается значительной продолжительностью и традиционно считается самым тяжелым – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости.
Длительность
У девочек симптомы проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение, как правило, более яркое, с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями ребенка. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам.
Отличительные черты
Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей.
Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями.
Смена ведущей деятельности: общение со сверстниками, а не учебная деятельность.
Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым. Значимым становится мнение сверстника.
Мышление переходит от образного к абстрактному, вербально-логическому.
Ребенок теперь учитывает свой собственный опыт в первую очередь, использует свои знания, память, свое мнение. Это ведет к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Начинаются размышления о своем предназначении в будущем, формируются взгляды на жизнь. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки (хотя таковыми далеко не всегда являются).